Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Мусоргский >> Произведения >> Мусоргский - Обзор второго действия. Царский терем в Кремле из оперы «Борис Годунов».
Мусоргский - Обзор второго действия. Царский терем в Кремле из оперы «Борис Годунов».
21.09.2012 15:33
Индекс материала
Мусоргский - Обзор второго действия. Царский терем в Кремле из оперы «Борис Годунов».
Мусоргский - Обзор второго действия. Царский терем в Кремле из оперы «Борис Годунов». 2 страница
Все страницы

Второе действие - Царский терем в Кремле - Мусоргский написал дважды. Работая над основной редакцией оперы, он не переделывал это действие, а целиком пересочинил его. Выше говорилось уже, что обе редакции художественно равноценны, но в драматургическом отношении, естественно, во многом различны. Различия очевидны и в планировке действия (включая текст либретто), и в музыкально-сценическом развитии, и в характеристиках персонажей, особенно Бориса Годунова и Василия Шуйского. Содержание действия в предварительной редакции изложено предельно сжато. Краткая экспозиция (сцена Федора и Ксении - Борис среди семьи) служит вводным эпизодом к центральной части, раскрывающей драму Бориса (монолог «Достиг я высшей власти...» и бурная сцена с Шуйским). Финал - Борис, терзаемый муками совести (монолог «О, совесть лютая, как страшно ты караешь!»).

Композиция второго действия в основной редакции гораздо обширнее (и по размерам почти вдвое больше). Не только потому, что Мусоргский ввел ряд новых - промежуточных и связующих - эпизодов, но и потому, что узловые драматические сцены разработаны подробнее. Грани действия раздвинуты. Экспозиция здесь - развернутая картина быта в царском тереме, представляющая красочно динамичный фон музыкально-сценического действия. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» капитально переработан и содержит большое законченное ариозо («Тяжка десница грозного судии...»). Начало сцены с Шуйским пересечено остроконтрастным «бытовым» эпизодом с мамками и рассказом царевича Федора о попугае. Диалог Бориса с Шуйским значительно расширен. Финальная моносцена страданий преступного царя дополнена эпизодом с курантами.

Перед нами два существенно различных варианта драматургического решения творческой задачи. И поскольку уже первый вариант выполнен в художественном отношении безупречно (факт общепризнанный), возникает вопрос: что заставило Мусоргского обратиться к новому варианту, т. е. заново пересочинить центральное действие оперы? Для выяснения этого вопроса недостаточно ограничиться даже самым детальным сравнительным анализом обеих редакций данного действия, рассматриваемых замкнуто - вне контекста всего сочинения в целом. Ведь в процессе развития замысла весь облик оперы-драмы принимал иные, новые очертания. В разраставшейся музыкально-сценической композиции - с большим «польским актом» (в двух картинах) и мощно развернутым финалом «Под Кромами» (по существу, тоже целым актом) - иначе должно было быть трактовано центральное действие оперы. Это диктовалось не какими-либо привходящими соображениями, а самою логикою драматургии, законом единства целого в органичном соотношении контрастных частей его.

Основная редакция второго действия создавалась одновременно с сочинением музыки «польского акта» и обдумыванием Сцены под Кромами. Охватывая открывавшуюся перспективу музыкально-сценического развития оперы, Мусоргский тщательно отрабатывал новую, расширенную композицию действия в царском тереме. Он пожертвовал сжатостью изложения первоначальной редакции, броской лапидарностью характеристик, но не ослабил идейной остроты своего замысла, претворенного в масштабной драматургии действия. Замедлив темп сценического движения, он усилил его внутреннюю напряженность; шире очертив подвижный «бытовой» фон действия, он углубил психологическую обрисовку характера царя Бориса.

Можно спорить о преимуществах той или другой авторской редакции «действия в царском тереме». Но невозможно согласиться с мнением тех музыковедов, которые утверждали, что в основной (второй) редакции Мусоргский «размагнитил» свой первоначальный замысел, лишил его социальной остроты, заслонив развитие драмы бытовыми и психологическими деталями и т. д.. Жизнь опровергла эти несправедливые суждения. Из двух художественно равноценных редакций всеобщее признание получила именно та, которую сам Мусоргский считал окончательной. Ее разбором мы и продолжим рассказ, напоминая, где это понадобится, о предварительном варианте действия.

Начало - житейское течение быта в царском тереме. Царевич Федор склонился над «Книгою большого чертежа» земли Московской. Сестра его Ксения тоскует о потерянном женихе, датском королевиче. Мамка занята рукодельем. Сцена открывается жалобными причитаниями царевны. Федор утешает ее. Раздается бой часов - куранты приходят в движение. Федор хочет отвлечь сестру таинственной игрой заморской механики. Но что-то зловещее чудится в причудливых гармониях оживших курантов:

Царевна плачет еще горше. А мамка в суеверном страхе плюет и отворачивается. Она забавляет Ксению по старинному обычаю - песенкой да сказочкой. Ниткой света вплетается в действие остроумно варьируемая шуточная песня «Как комар дрова рубил...» (слова народные). Простодушная песенка подзадорила Федора. Он затевает с мамкой веселую «игру в хлест» («Сказочка про то и про се...», сюжет опять народный). В самый разгар оживленной песни-игры является Борис.

Скерцозность прерванной бытовой сценки - и красочный фон, и драматургический контраст появлению Годунова, выразительно подчеркнутому в музыке сумрачной фразой («Чего? аль лютый зверь наседку всполохнул?») с характерными интонациями, предвещающими его монолог.

В общении с семьей угрюмый облик Бориса проясняется. Ласковой заботой проникнута его речь к дочери, горе которой замутило источник семейной отрады Годунова.

Трогательно серьезна его беседа с сыном, обозревающим чертеж земли Московской. Просвещенный ум Бориса радует усердное влечение Федора к наукам. Он поощряет его, в нем он видит оплот своих надежд. И мягко звучащая тема Федора - есть отражение последних надежд Годунова. Им владеет тревожная мысль. В наставлении сыну - «Учись, Феодор! Когда-нибудь, и скоро может быть, тебе все это царство достанется» - слышен затаенный мотив прощания (он глухо отзовется в предсмертном монологе царя):

Внутреннее развитие этой сцены повернуто к центральному разделу действия. Годунова охватывает тяжелое раздумье. Чего добился он, Руси владыка? что ждет его?... Музыка объемлет блуждающую мысль Бориса. Мотив прощания вызывает тень прошлого: коронация, народ и царь на площади... - и вновь возникает тема гнетущего предчувствия («Скорбит душа...»). Теперь она звучит в темном тоне as-moll, предваряя и окутывая речитативное начало большого монолога -

Достиг я высшей власти.
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет в моей измученной душе...

Этот монолог - одно из высших вдохновений Мусоргского22. С непостижимой силой мастерства выразил он музыкою душевный мир царственного преступника, клокочущие в нем страсти и «змеи сердечной угрызенья», надменный укор судьбе и мрачную подавленность духа. Сложнейшая задача решена, с той проникновенной простотой совершенного воплощения драматической правды, которая не всегда дается даже гениальному художнику.

Музыка развертывает «свиток трагической судьбы» Бориса. Вникая в эту чудодейственную музыку, невольно вспоминаешь шаляпинские слова: «Мусоргский, конечно, реалист, но ведь сила его не в том, что его музыка реалистична, а в том, что его реализм - музыка в самом потрясающем смысле этого слова». Высокий реализм воплощения монолога раскрывает именно музыка, неповторимая выразительность, захватывающая правда ее драматургии. И логикой музыкального замысла обусловлена полная свобода построения монолога. Образное развитие протекает здесь не в традиционном русле оперной ариозности. Оно движется - восходит «по спирали», возвращаясь к мысли о неотвратимости приговора судьбы «душе преступной», и каждый раз мысль эта обретает иной, новый облик, звучит все настойчивее и острее в нарастающем возбуждении драмы Бориса. Толчок развитию дан во вступительной части монолога рефреном отверженности - «Но счастья нет моей измученной душе!».

В контрастных сопоставлениях с темой царственной власти («Напрасно мне кудесники сулят...», cis-moll) - и с темой семейной отрады изменяются, вместе с текстом, очертания рефрена. Его выразительное значение возрастает. И тем глубже выявляется драматический смысл образного развития: Борис отвержен во всех своих упованиях.

Всем своим эмоционально-психологическим строем музыка вступительной части монолога подготавливает развернутое ариозо (Andante, es-moil). Переходным же моментом служит измененный рефрен с мелькнувшим в нем мотивом смерти.. И вот зарождается неизъяснимо скорбная тема-мелодия ариозо «Тяжка десница грозного судии, ужасен приговор душе преступной...» (знакомая нам еще по «Саламбо»).

Это тема душевных страданий, тема обреченности Бориса. Характерна ее близость теме царственной власти. Но не менее характерна драматургическая контрастность обеих тем. В первой главенствует мысль, во второй изливаются чувства; первая сдержанно сурова, замкнута, вторая трепетно взволнованна, беспокойна. И первая отражена во второй.

Музыка ариозо в широком тематическом развитии достигает потрясающей силы трагизма. Страдания Бориса сопряжены с бурными душевными порывами. Он обуреваем неразрешимыми противоречиями, истинный смысл которых он - властелин, отверженный народом, - постичь не может. Отрава тяжкого раздумья породила смятение души - и пытку совести, и тайный страх зловещих предчувствий, и кипение политических страстей («А там донос, бояр крамола...» - средний, as-moll'ный эпизод ариозо: новое движение преформированной темы). Перед мутнеющим взором Годунова густым наплывом возникает картина голодной, нищей, разоренной Руси и - страшный образ народного возмущения (поворот к репризе и кульминация развития темы обреченности; es-moll):

Виной всех зол меня нарекают,
Клянут на площадях имя Бориса!..

Гнетущий призрак неминуемой кары овладевает его обессиленным сознанием, в котором страх перед народной ненавистью смутно связывается с мучительным воспоминанием о преступлении в Угличе. Мотив смерти, мелькнувший во вступительной части, звучит в этой жуткой сцене призрака, завершающей монолог «преступного царя Бориса».

В предварительной редакции монолог трактован не менее ярко, но - в ином аспекте (соответственно первоначальному замыслу оперы). В нем нет ариозо, психологически углубляющего образ преступного царя. Монолог в основном построен на драматическом сопоставлении темы царственной власти (с включением эпизода «семейной отрады») и темы внутренних борений Бориса (отсутствующей в основном варианте монолога).

Лапидарное, прямолинейно-суровое развитие этих тем, выразительно оттеняемое семикратным вариантным проведением «рефрена отверженности», прекрасно передает первоначальный текст монолога (более близкий пушкинскому):

О, сколь безумны мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тщеславное тревожит сердце наше.
Бог насылал на землю yашу глад;
Народ завыл, в мученьях изнывая.
Я велел открыть им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы.
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
И ветр разнес их жалкие лачужки.
Я выстроил им новые жилища, я одежды
Роздал им, я пригрел, я приютил их.
Они ж меня пожаром упрекали.
Вот черни суд!..

Музыка монолога порывиста, мятежна и в то же время скована тайной «мукой совести»: тема внутренних борений - не что иное, как переинтонированная тема убитого царевича. Пафосом отверженности проникнута возбужденная речь Бориса. Ненавидимый народом, тщет.но ищет он оправдания в заботах своих о народе. Кульминацией всего развития служит возникающая, как призрак, тема убитого царевича Димитрия (при словах «...я отрока несчастного, царевича малютку...»). На этом монолог (в предварительной редакции) обрывается: ближний боярин сообщает Борису о приходе Шуйского...



 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5418 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5252 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5074 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:5014 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4974 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4913 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4810 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4722 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4697 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4559 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер